четверг, 5 мая 2011 г.

Девочка читала...

Девочка не любила танцевать, да и не умела.  Девочка не любила петь, да и не умела. Девочка умела читать. Любила ли? Книги просто жили рядом с ней! Нет, они не были главными в её жизни. Было много других занятий: прыгать на скакалке, играть в классики и в куклы с подружками, ловить лягушек и майских жуков с мальчишками, кататься с ледяной горки и играть в сугробах пока не обледенеет шуба (дома её и шаровары ставили около горячей печки оттаивать). Но после всех этих радостей приходила книга. Сначала отец читал ей вслух. Сам упивался этим процессом, многие книжки знал наизусть. Пожалуй, с той счастливой поры девочка помнит наизусть почти всего Конька-горбунка Ершова. И книгу ту помнит – большую, в желтой обложке с красно - синими картинками. Правда, и тогда и потом девочке нравился здесь только Конек-горбунок за его верность, преданность, чуткость, умение предвидеть и найти выход. Девочка понимала – он был счастлив, потому что был нужен. 
Девочка рано научилась читать. Помнит, как нашла в кладовке старый сестринский букварь, долго листала его, спрятавшись под большой круглый стол с длинной кружевной скатертью. Вдруг эти непонятные буквы (которым ранее научила её сестра) стали образами, картинками. Это чувство озарения девочка помнит всю жизнь. Только, став почти взрослой, она испытала подобное чувство, когда влюбилась.
В пять лет девочка записалась в библиотеку. Первый раз привела её мама, библиотека была далеко, и одной по улице идти было страшно. Но с той поры, где бы она не жила, она всегда шла в библиотеку. В библиотеке девочка видела не только полки с книгами. Библиотека была НАПОЛНЕНА. Чем? Людьми, игрушками, речкой, лесом, зайцами и белыми лебедями. Там жили Красная Шапочка, Шалтай-Болтай, Том Сойер, дядя Том, Тимур и его команда. А потом - Наташа Ростова, Граф Монте Кристо, Алексей Маресьев, Жан Кристоф, Мэгги… И там жила Серая Шейка, самая любимая. Это была первая настоящая книга, прочитанная самостоятельно.
 Все книги в библиотеке жили вместе, каждая из них была нужна другой книге и конечно девочке. Книги были разные – родные и чужие. Конечно, как и все девочка читала сказки. С каждой проживала жизнь их героев. Не любила она Василису Премудрую, а любила Василису Прекрасную. Не любила она Иванушку за его бестолковую активность или слишком уж правильные поступки, а любила Емелю, которого все считали ленивым и глупым. Только девочка знала, какой он интересный, просто пока некому ему показать это, не перед кем раскрыться, а зачем жить напоказ как Илья Муромец, например. Не любила она глупую и холодную Снегурочку, вечно в плохом настроении.  Больше всех нравилась ей Золушка. Почему? А она никогда не была недовольной, не смотря на описанные в сказке трудности, и Золушку любили все хорошие люди.
А как же реальная жизнь? И причем во всей этой истории книги? А не они ли создали для девочки свой ПОЛНЫЙ внутренний мир, интересный и нужный не только ей одной, но всем, кто живет рядом. Не они ли научили девочку понимать, что каждый человек - необходимая частичка единого целого мира, как и каждая книга – частичка целой библиотеки. И каждый человек интересен и важен, несмотря на то нравится он или не нравится. Книги научили не только говорить и знать много слов, но и думать, мечтать, мыслить. Научили петь, танцевать, любить, отличать настоящие грибы от поганок, варить варенье, ездить на мотоцикле… Девочка никогда не думала - читать или не читать. Она просто читала -  когда хотела и что хотела.


1 комментарий: